-Главная страница-  -Статьи и материалы-  -Список литературы-  -Контакты- 
-----
-Купить руны-  -Руны из ясеня-  -Руны из дуба-  -Руны из карельской березы-  -Руны из мореного дуба-
-----
-Колесо Футарка-  -Колесо Футарка -Классика-  -Колесо Футарка 2-  -Колесо Футарка - Дубовая серия-
-----
-Купить талисман, амулет, оберег-
  -Солнечный плат - Лунный плат, коврики для гадания-



Лунные знаки у восточных славян.



Дополнительные статьи по теме
Язычество в православии
Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас
Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Оглавление

Небесные светила
Лунарные символы
Куда подевались лунные знаки?
Лунницы.
Что же еще?
Луна и Месяц в устной народной традиции.
Заключение.
Литература.

Небесные светила.

 Солнце и Луна
Иллюстрация Дэна Морриса.

Солнце и Луна. Оба эти светила освещают землю. Солнце днем, Луна ночью. В языческой мифологии скандинавов, в Младшей Эдде ( подробнее см. Младшая Эдда 11,12) Солнце и Луна это прекрасные сестра и брат, помещенные богами на небо. Они скачут каждый в своей повозке, спасаясь от преследующих их волков. Похожие мифы существовали и у других древних народов. Представление луны и солнца как мчащихся по небу повозок, управляемых богами, характерно для язычества. У славян Солнце везли по небу кони или большие птицы, например гуси..

Солнце дневное светило, дарящее земле тепло и свет. Луна - светило ночное, освещает но не греет. Луна восходит на небе в беспокойную ночную пору, в ту пору когда все людские страхи выходят наружу и бродят по земле, в ту пору когда начинает твориться темная, скрытая волшба. Несмотря на свет, который дает полная луна ночью, ее обычно связывают с темными сторонами жизни. День-дневной для светлых, ясных, добрых дел, а темень ночная для тайных и скрытых дел.

Интересно, что помимо Луны самостоятельно существует ее ипостась Месяц. Причем если Луна женского рода, то Месяц обычно мужского. Месяц присутствует на ночном небе большую часть времени, чем полная Луна.

Лунарные символы.

 
Изображение фаз Луны.

Луна не постоянна. Все время в динамике. Динамика эта строго периодична. Считается что раньше люди жили именно по лунному календарю – быстрая периодичность смены циклов, позволяла легче следить за временем. 4х7= месяц. Но видимо именно эта периодичность и смена фаз создавала трудности в графическом изображении Луны.

В соответствии со своими особенностями луна имеет некие «интернациональные» варианты изображения. Например Луна в «динамике».

 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Куда подевались лунные знаки?

Предполагая огромную важность для древнего человека символов небесных светил мы легко находим символы Солнца. В статье «Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение» описано как при помощи солярных символов славяне выстраивали обереговую защиту.

С лунарными символами все обстоит гораздо сложнее. Мы не встречаем не то что бы какого либо изобилия лунарных символов в орнаменталистике или народном искусстве славян и древнерусских людей, мы вообще редко встречаем символы которые можем интерпретировать однозначно как изображения Луны – Месяца. Судя по всему, то что Луна светит ночью, ее связь с темными силами ночной поры и ее постоянная изменчивость наложили свой отпечаток на попытки и желание ее изображать.

Некоторые ученые, например Бадер О. Н. в статье « Элементы культа светил в палеолите», в книге «Древняя Русь и славяне», задается вопросом почему все что круглое, с радиальными лучами или отверстиями мы автоматически причисляем с солярным символам? Ведь четыре отверстия на круглом диске могут соответствовать не только положениям солнца – Рассвет, Полуденное, Закат и Полуночное, но и четырем фазам Луны – Новолуние, Половина Луны рост, Полнолуние, Половина Луны убывание. Есть диски, орнаментальный рисунок на которых можно соотносить с числами 7 и 4. Т. е. возможно, не все изображения, которые традиционно считаются солярными надо соотносить с Солнцем, возможно некоторые из них нужно соотносить с Луной. На сколько верна эта точка зрения нам остается только гадать.

Лунницы.

 
Лунницы. Гнездово. X в..

Несмотря на меньшее распространение лунных знаков по сравнению с солярными, историки имеют вещественные археологические находки, которые напрямую связывают с изображением Луны. Это женские украшения, так называемые лунницы. Они, несмотря на свое название, имеют вид месяца, рога которого ( что совершенно не характерно для широт на которых жили славяне) направлены вниз.

Лунниц на местах проживания восточных славянских племен найдено большое количество. Это одно из самых распространенных женских украшений в X-XIII вв.. И, что важно для нас, ученые напрямую связывают форму лунниц с изображением месяца.

Найденные лунницы поражают большим разнообразием. Попытку их классификация предприняла Гольмстен Вера Владимировна (Гольмстен В.В. Лунницы Императорского Российского Исторического Музея. – Отчет Исторического Музея за1913 год). Она классифицировала лунницы исходя из внешних признаков, материалов и техники изготовления. Этой классификацией и продолжают пользоваться по сей день. Но, создав классификацию, Гольмстейн практически не коснулась семантики этих украшений.

Краткую и интересную попытку компиляции мнений ученых по лунницам и их классификации предприняла Наталья Хамайко в своей работе «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛУННИЦЫ XI-XIII ВВ.: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СЕМАНТИКИ». Всем кто интересуется лунницами настоятельно рекомендую к прочтению.

Итак, можно сказать, что мнения ученых о лунницах сходятся в следующем:

  • Лунницы (талисман, женское украшение) попадают в восточнославянскую культуры извне. Считается что это произошло в первой половине X в. Откуда именно? Тут мнения расходятся (Восток, Византия).

  • Форма лунниц определенно соотносится с ночным светилом – Месяцем. Рога направленные вниз говорят о том что возможно данное украшение попало на Древнюю Русь с далекого Юга.

  • Лунница несомненно является чисто женским украшением. Часто обязательной частью женского головного убора или в качестве подвески на ожерелье.

  • Большинство ученых склоняется к той версии что лунница является языческим амулетом. Споры возникают при попытках смыслового наполнения.

  • Время существования лунниц на Древней Руси с X по XIII вв.

Вот в этой, скажем так вещественной части, у ученых особых расхождений нет. Расхождения начинаются при поиске смысла и попытках объяснения семантики лунниц. Были ли лунницы модным женским украшением с далекого юга или представляли собой языческий амулет, связанный с Луной и женским началом? С этим вопросом вроде бы все ясно, хотя можно подвергать сомнению существование такого языческого амулета в христианское время, скажем в XII веке и позднее на Руси. Возможно, в это время лунницы становятся не более чем просто женским украшением. Наверное к этому времени существования лунниц относятся попытки соединить языческое с православным. Именно при такой попытке русские мастера создают крестовключенные лунницы. Читайте об этом в статье «Вещественные артефакты двоеверия».

Академик Рыбаков Б. А. придерживаясь своей теории видел в орнаменте лунниц изображение небосвода со светилами, знаки земли и дождя. С другой стороны он говорил о несомненной связи лунниц с луной и полагал лунницы амулетом девушек и молодых женщин.

Даркевич В. П. то же предполагал несомненную связь лунниц с Луной, возможным семантическим наполнением считал связь с аграрной магией – ростом растений. Крестовключенные лунницы Даркевич полагал принадлежностью замужних женщин.

Предпринимались попытки прочесть тем или иным способом орнаментальный узор на лунницах, попытки свзязать орнамент с лунными циклами. В итоге можно сказать – что лунницы это наиболее часто встречающийся символ Луны в славянской и древнерусской культуре.

Что же еще?

 

 

Где еще мы можем увидеть изображения Луны – Месяца? На самом деле мало где. Как луна ведет скрытую, ночную жизнь, так и лунные знаки не спешат показываться нам на глаза. При неком допущении можно рассмотреть наличие лунарных символов на предметах связанных с созданием ткани. Например на вальках, прялках.

 

 
Височные кольца. Верхний ряд, слева-направо: семилучевое, семилопастное, семилопастное. Нижний ряд - лунничные височные кольца.  

Но, особый интерес представляют в плане изображения лунарных знаков представляют для нас все те же женские украшения. Это лунницеобразные (лунничные) височные кольца и, особенно, интересные семилучевые (у Радимичей) и семилопастные (у Вятичей) височные кольца.

В лунницеобразных ( это уже ясно из названия) височных кольцах можно увидеть излображение лунницы, только перевернутой вверх рогами. Являлись ли эти кольца изображением Луны не известно, но следуя логике рассуждений – форма и принадлежность к женскому головному убору – такое вполне можно предположить. Лунничные височные кольца принадлежали культуре Смоленско-Полоцких длинных курганов и датируются VIII – X вв.

Более запутанный случай представляют из себя семилучевые и семилопастные височные кольца. Рыбаков Б. А. напрямую соотносит эти кольца с солярным культом, говоря об этих височных кольцах, как о солнечных знаках. В качестве обоснования он говорит о наличии «лучей» и круглой форме. Не дело любителю спорить с академиком, но давайте подумаем вот над чем – Луна у славян традиционно связана с женским естеством ( женские месячные циклы например), поэтому легко предположить что в украшении головного убора могут учавстовать как солярные так и лунарные символы. У Луны как и Месяца могут быть лучи, пусть и не такие яркие как у Солнца. Плюс ко всему не надо очень внимательно рассматривать эти височные кольца что бы легко вычленить изображение Месяца, повернутого рогами вверх. Да и число лучей – 7 легко коррелируется с продолжительностью лунных фаз. Так что не будет ничего странного в версии о том что семилучевые и семилопастные височные кольца являют собой лунарные знаки.

Луна и Месяц в устной народной традиции.

И Луна и Месяц часто присутствуют в устной народной традиции. При этом проявляется некоторое противоречие. Например, в устном народном творчестве восточных славян-русских Солнце может быть женой Месяца, а звезды их детьми. Между тем Солнце может быть мужем а Луна женой. Обожествление сил света на этом не заканчивается. Могут действовать еще и такие персонажи как Зори, причем разные – Заря Утренняя ( может быть и матерью солнца и его сестрой и дочерью) и Заря Вечерняя ( то же может находиться в различных родственных отношениях с Солнцем). Но все это уже выходит за рамки статьи. Кому интересно, тот может факультативно почитать об этом, например, у Афанасева А. Н. в «Дереве жизни».

В различных народных заговорах иногда Месяц упоминается вместе с Солнцем, звездами, зорями и входит в стандартную устную форму в которой призывают в свидетели и помощники небесные силы. В заговоре ночное светило может присутствовать одновременно и в двух своих ипостасях и как Месяц, и как Луна.

Заговор от колдунов, злых людей и порчи

Говор(и) в ыванскую пят(ницу) поутру на замок.

Господи, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб имярек, стану благословя(сь), пойду перекрестяс(ь), оболоку на себя красное солнце, опояшус(ь) светлой зорей, поттычюс(ь) частыми звездами, возму в руке млад светел месяць, и пойду в чистое поле, и стречю своего аггела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюс(ь) и плачюс(ь): Покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуниц(ы), от ведуна и от вещ(ицы), и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли.

Заключение.

Подводя итоги можно сказать следующее – Луна и ее ипостась – Месяц присутствуют в народной традиции славян, и в устной заклинательной, и в обереговой. В обереговой традиции прерогатива использования лунарных символов принадлежит женской половине это как правило женские украшения. Широкая практика использования лунарных символов отсутствует и не идет ни в какое сравнение с практикой использования символов солярных. Смысловым наполнением лунарных оберегов можно посчитать связь с культом плодородия, аграрной магией и женским естеством .Мать –сыра земля должна быть плодородна, так же как и женщина носящая лунные знаки ибо в этом их основное предназначение.

Литература.

Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси»
Даркевич В.П. «Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси»
Григорьева Г.А. «Головные уборы Русского Севера»
Седова М. В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв)»
Топорков А.Л. (сост.) «Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в. (Традиционная духовная культура славян)»
Бадера О. Н. «Элементы Культа светил в палеолите»
Гольмстен В.В. "Лунницы Императорского Российского Исторического Музея. – Отчет Исторического Музея за 1913 год"
Хамайко Н. «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛУННИЦЫ XI-XIII ВВ.: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СЕМАНТИКИ»
"Парадные ювелирные уборы IX - XII вв."
Снегирев И. М. "Русские простонародные праздники и суеверные обряды"
Терещенко А.В. "Быт русского народа (Русская этнография)"
Афанасьев А.Н. "Древо жизни"
Левашева В. П. "Височные кольца"
Зеленин Д.К. "Русская этнография"
Родинкова В. Е. "Подвески лунницы Козиевского клада (к постановке проблеммы раннесредневековыз лунниц)"
Назаренко А. В. "Древняя Русь и славяне"
Бланкофф Ж. "Языческие пережитки в женских украшениях Древней Руси ( о черниговских лунницах)"
Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова
Височные украшения древних славян - хронология, типология, символика

NordicRunes, май, 2015 год

 



Nordic Runeses




Яндекс.Метрика