-Главная страница-  -Статьи и материалы-  -Список литературы-  -Контакты- 
-----
-Купить руны-  -Руны из ясеня-  -Руны из дуба-  -Руны из карельской березы-  -Руны из мореного дуба-
-----
-Колесо Футарка-  -Колесо Футарка -Классика-  -Колесо Футарка 2-  -Колесо Футарка - Дубовая серия-
-----
-Купить талисман, амулет, оберег-
  -Солнечный плат - Лунный плат, коврики для гадания-

Женская языческая татуировка в современности.

Соприкосновение времен


Дополнительные статьи по теме
Язычество в православии
Язычество и христианство на Руси. Борьба и синтез
Вещественные артефакты двоеверия. Мнимые и настоящие.
Солярные знаки вокруг нас
Солярные знаки восточных славян
Луннарные знаки у восточных славян.
Женская языческая татуировка в современности

Отголоски языческого прошлого

В нашей жизни мы часто встречаем осколки далекого языческого прошлого и часто, не понимая этого сами, делаем так, как делали это наши очень далекие предки. Многие суеверия, обычаи и приметы дошли до нас из язычества, некоторые, возможно, из еще более ранних времен. Многие века христианства не смогли стереть генетическую память людей. И мы по сей день поступаем так, как поступали наши далекие предки, правда в отличии от нас они хорошо понимали что именно и за чем они делают.

Для примера можно привести обычай «посидеть на дорожку». Всем кто отправляется в дальний путь, вместе со своими домочадцами, присесть перед выходом, помолчать, простится с домом, пожелать мысленно уходящим доброй дороги. Христиане для себя объясняли этот обычай, сохранившийся с языческих времен, необходимостью молитвы перед уходом. Сейчас мы его никак не объясняем, просто стараемся исполнять, в надежде избежать неприятностей в пути. Но, для меня очевидно что в древние времена, когда дорога в соседний город могла занять несколько месяцев, а в соседнюю страну несколько лет этот обычай носил сакральный характер. Возможно, таким образом, уходящего человека провожали из мира живых, в надежде обмануть судьбу. По возвращении член рода проходил обряд очищения и вновь принимался родичами в мир живых.

Язычество в современности. Женская татуировка на Балканах.

Так вот, в нашей жизни существуют явные и неявные остатки былого язычества, которое сначала существовало само по себе, а потом многие языческие обряды и верования плавно трансформировались и прижились в христианстве, да и просто в быту.

К явным и достаточно просто различаемым остаткам язычества я отношу солярные знаки, которыми мы по привычке себя окружаем. Много явных признаков язычества оставили нам всякие народные промыслы и рукоделия. Многочисленные свастики в вышивке и украшениях, мотивы солярных и лунарных символов, мотивы мирового дерева. Много всего.

Но оказалось и по сей день существуют такие остатки язычества. Которые никак не ожидаешь встретить в современном мире. Такое явное проявление язычества можно увидеть в обычае женской татуировки на Балканах.

 

Иллюстрация из книги. Truhelka, C. (1896). “Die Tatowirung bei der Katholiken Bosniens und der Hercegovina.”  

Лично меня этот обычай очень заинтересовал. По многим причинам. Во-первых это явное самое настоящее язычество, чудом сохранившееся до наших времен. Во-вторых воплощается этот обычай в виде татуировки (читайте мою статью Валькнут в качестве татуировки. Мое субъективное мнение по данному вопросу), это не такая редкость в мировой практике, но исключительно редкий случай среди славянских племен. И, в – третьих, это сюжет татуировок – многочисленные солярные и лунарные символы ( читайте мои статьи - Солярные знаки вокруг нас и Солярный знак – символ солнца ) .

Существует несколько версий объяснения этих татуировок. Противники языческой трактовки говорят о том что это христианские мотивы и подобные татуировки спасали женщин от бесчестия во времена турецкого ига. Священники советовали делать такие татуировки женщинам для защиты. Но, глядя на сложные узоры, даже с лежащим в основе крестом, сложно увидеть символы христианства. Можно предположить, что христианская церковь, в данном месте не боролась с таким видимым проявлением язычества, а наоборот, поощряла этот языческий обычай, приписав все заслуги себе.

Татуировки на руках, которые выдаются за католические. Но, хотя в основе и лежит крест, по моему мнению многие изображения можно однозначно идентифицировать как солярные знаки.

Сегодня никто не может объяснить какой смысл несли эти татуировки. Почему именно у у женщин? Смысл татуировок мог быть различным. Это могли быть родовые, обрядовые, магические или обереговые символы. Изображения могли преследовать и универсальные цели. Быть знаком инициации. Много всего можно предположить.

Женские языческие татуировки и рисованные знаки в Африке и Среднем Востоке.

Продолжая изучать этот вопрос, я открыл для себя еще несколько интересных моментов, касающихся татуировок, дошедших до нас с языческих времен.

На севере Африки ( Морокко, Алжир, Тунис и др.) живут берберы, самоназвание амазахи ( статья в Википедии Берберы и в английской версии Wikipedia обширная статья Berber people ). Это белокожий народ, чем то похожий на славян, по быту, укладу и виду. Некоторые племена берберов светловолосые. Такая схожесть заставляет строить гипотезы о родстве славянского народа и народа берберов. Имеет ли эта гипотеза под собой какие либо основания кроме некоторого внешнего сходства? Это спорный вопрос, который не является темой данной статьи.

Татуированное лицо 90-летней жительницы Алжира. Image by Yasmin Bendaas. Algeria, 2012.

Для нас интереснее другой момент. Женщины берберов до сих пор украшают свои лица и тела языческими узорами. Правда символ креста в качестве солярного знака встречается редко, но это объясняется мусульманизацией населения. Завоевавшие эти земли арабы запрещали изображать крест, запретный для мусульман христианский символ, а наносить татуировки запрещает Коран.

Татуировки лица берберских женщин. Тунис, ок. 1920 г..

Lars Krutak в своей статье «Tattooing in North Africa, The Middle East and Balkans» пишет о том что татуировки берберских женщин носили прежде всего защитный, обереговый характер и, часто, обрядовый. Обереговые татуировки должны были защищать тело и душу от злых духов. Например татуировка на ногах защищает тело женщины от проникновения злых духов из земли. А татуировки около глаз, пупка, рта, носа и влагалища защищают тело от проникновения зла через эти отверстия.

Татуировка тела берберской женщины. Марокко.

Сам процесс татуировки носит обрядовый сакральный порядок. Выполняется специальными людьми в специальной обстановке.

Татуировка могла наносится и в виде медицинской помощи. Например для облегчения родов женщине. Но и в этом случае обряд нанесения татуировки носил сакральный характер.

Очень широко обычай сакральной и медицинской татуировки был развит и в Ираке. Интересно что татуировки делались несмотря на явное запрещение Корана. Интересны обычаи когда магические татуировки делались под чтение Корана, для усиления действия, этот момент интересен тем что в нем мы видим слияние язычества и мусульманства.

Татуировка женского тела. Ирак, ок. 1930 г. .

 

Некоторые племена курдов используют татуировки. Причем не только женщины но и мужчины. Очень часто мотивом татуировки является солярный знак, связанный в представлении курдов с Мирой, богом солнца.

Заключение

Если внимательно рассматривать женские языческие татуировки из разных частей света можно легко заметить схожесть многих элементов. Важно что часто повторяются не только элементы но и композиции в целом. Одним из часто используемых мотивов татуировки были солярные знаки. Видимо можно говорить о каком то общем корне для этой традиции.

Можно предположить что сакральное искусство татуировки было известно и использовалось многими племенами древности. Было ли развита традиция языческой татуировки среди славянских и скандинавских народов? На мой взгляд, что бы утверждать это все же не хватает данных, но допустить такое можно.

В заключении я хочу сказать следующее – лично для себя, начав изучать вопрос языческих татуировок, я открыл целый пласт истории. Истории дошедшей до нас с незапамятных времен язычества, культа солнца. С тех самых времен, когда каждому вздоху человека придавалась сакральное значение. С тех самых времен когда нанесенные на тело знаки помогали человеку выжить в трудной борьбе с враждебным миром.

Татуировки "христианский крест"


татуировка коптского креста на запястьеДля тех кому данная тема показалась интересной, хочу рассказать еще об одном явлении, касающемся татуировок. Во первых это коптские татуировки. Копты это те изначальные египтяне, которые населяли Египет еще со времен фараонов. Именно они были хозяевами Египта до того как эту страну завоевали арабы. Коптам достаточно тяжело выживать в стране, населенной чужим народом исповедующим чужую для коптов религию. Сами копты исповедую христианство. Когда родилась традиция татуировки коптского креста ( эту татуировку наносят как правило с внутренней стороны запястья) сказать сложно.

По некоторым данным традиция отмечать крестом новорожденных ( причем не татуировкой а клеймом на лбу) у коптов была уже XIII веке. Было ли это наследие давней дохристианской традиции или попытка самоидентификации в противостоянии с арабами мусульманами не ясно. Видимо позже клеймение лба было заменено татуированным запястьем.

Что значила эта татуировка? Можно предположить что прежде всего это знак самоидентификации, знак принадлежности к своему народу и своей вере, во вторых подобный знак может выполнять обереговые функции, наподобие нательного креста у православных.  

татуированное лицо эфиопской женщиныНо если у коптов татуированный крест на запястье это признак идентификации, то почему в Эфиопии мы то же встречаем татуировки креста? Эфиопия традиционно христианская страна, одна из древнейших христианских стран мира и вообще очень древнее государство, с большой численностью населения. В Эфиопии сохраняется традиция нанесения татуировки на  лицо, наподобие того как это делают берберские женщины. Только главный мотив - христианский в виде нанесенного на лбу креста. Надо думать что и до принятия христианства эфиопы наносили себе на лица татуировки, просто после принятия христианства  они изменились на христианский крест.

Думаю что сложно ошибиться посчитав татуировки креста у коптов и  в Эфиопии ритуальной религиозной татуировкой. Обозначающей прежде всего принадлежность к определенной вере и несущей обереговые функции. Практику таких татуировок можно считать наследием язычества.

На сегодняшний момент это все. Интересующихся этой темой отправляю в ссылки и в поиск.

 

Ссылки по теме

Прежде всего настоятельно рекомендую к чтению увлекательную статью. В конце статьи приведены ссылки на источники, которыми пользовался автор. Lars Krutak, «Tattooing in North Africa, The Middle East and Balkans»

О татуировках женщин Африки

Moroccan Teenage Girls in Traditional Dress

Фотографии женских лицевых тату rel="nofollow"ровок Алжира

О татуировках балканских женщин.

The Croatian Tattoo Grandma Cult

Татуировки балканских женщин: украшение, исповедание или оберег?

О татуировках коптов и эфиопских женщин

A VANISHED COPTIC CULTURAL PRACTICE FROM THE 13th CENTURY: THE BRANDING OF CHILDREN WITH HOT IRON TO MAKE CROSSES ON THEIR SKIN: BISHOP JACQUES DE VITRY’S EVIDENC

Подборка фотографий татуированных женских лиц, в том с татуировками креста на лбу.

Небольшая статья о коптских татуировках и ее обсуждение.  

 

Nordic Runes, октябрь 2013 года.


Nordic Runes




Яндекс.Метрика